Главный итог деятельности правительства Мишустина за прошлый финансовый год заключается в том, что оно не допустило краха российского государства от санкционных ударов Запада. Это объективный факт, который не зависит от интерпретаций: правительство Мишустина успешно отбило американские санкции и удержало, казалось бы, уязвимую экономику на плаву. За такое вообще-то дают государственные награды и оказывают высокие почести, тем более что сами Штаты это признают и сильно недовольны этим неожиданным для них результатом.
Следует признать также то, что существенную роль в этом достижении сыграл либеральный финансовый блок — те самые люди, кто, по расчётам западников, должны были бы помочь им утопить Россию. Да-да, при всей критике этих деятелей со стороны государственников по факту именно они, будучи апологетами либеральной западной экономики и действуя либеральными инструментами, тем не менее помогли России оторваться от долларовой системы без тяжёлых последствий.
И это интересный феномен, который требует непредвзятого изучения. Вообще, повторяется парадоксальное явление: как в XX веке Россия «переварила» придуманный западниками коммунизм в свою пользу и сумела выиграть Войну, так и в XXI веке навязанный Западом и колониальный либерализм преобразован и используется Москвой в противостоянии с Западом.
В экономике одна и та же теория может иметь разное содержание на практике, один и тот же «-изм» можно использовать во вред и на пользу. Вред всегда приносят крайности и догматизм, что при коммунизме, что при либерализме. А пользу — подстраивание теории под реальные потребности народного хозяйства. Правительство Мишустина отличается именно тем, что отзывается на эти потребности и пытается их удовлетворить.
Однако такой же факт заключается в том, что как нет краха, так и нет качественного и прорывного развития экономики. Некогда заявленный Путиным «прорыв» остался в прошлом, как пожелание — хорошо заметно по Посланию, сейчас важнее удержать стабильность. Кроме того, либеральные инструменты — кредиты, рынок, биржи, частные инвестиции — плохо подходят для ускоренного развития, особенно применительно к России, поскольку они придуманы совсем для другого. Ими можно только купировать издержки и кризисные явления, что и делает Мишустин по требованию Путина — но не более.
Пока что этого оказывается достаточным для проведения СВО и невоенного противостояния Западу. Но хватит ли такого режима работы экономики для более жёстких вызовов и прямого клинча с НАТО, большой вопрос. Наверное, Кремль исходит из того, что при таком клинче ядерных держав всё решат не модели экономики, а то, чьи ракеты быстрее достигнут цели — наши или американские.
РМ